Многолетний процесс обучения, воспитания и совершенствования спортсмена состоит из целого ряда взаимосвязанных управляющих педагогических воздействий, направленных на решение задач теоретической, технико-тактической, физической и психологической подготовки.
Методические принципы, которыми пользуются на тренировочных занятиях совпадают с общедидактическими, и это оправданно, т.к. обучение и тренировка как педагогический процесс основываются на общих принципах педагогики: сознательность и активность, наглядность, доступность и индивидуализация, систематичность, динамичность и постепенность, прочность.
Принцип сознательности и активности предусматривает целенаправленное изучение занимающимися теории и методики подготовки в хортинге, осмысленное отношение к тренировочному процессу, понимание целей и задач занятия. Тренер при этом должен в доступной форме изложить суть задания, упражнения, комбинации.
Принцип наглядности заключается в создании правильного образа двигательного действия, технического приема, упражнения. На практике это показ движения тренером, квалифицированным спортсменом, а также использование схем, плакатов, кино-и видеофильмов с образцами техники хортинга и пр.
Принцип доступности и индивидуализации обязывает планировать содержание тренировочного занятия с учетом уровня подготовленности занимающихся, а также учитывать их индивидуальные психофизиологические особенности.
Принцип систематичности - это непрерывность тренировочного процесса, регулярность занятий, рациональное чередование физических нагрузок и отдыха, преемственность и последовательность тренировочной работы от занятия к занятию.
Принцип динамичности и постепенности заключается в последовательной постановке все более трудных тренировочных заданий (по объему, интенсивности, координационной сложности, физической напряженности). При этом, в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и задач подготовки, целесообразно управлять динамикой нагрузок, постепенно повышая их (прямолинейно, ступенчато, волнообразно).
Принцип прочности - все элементы техники и тактики хортинга должны прочно усваиваться занимающимися и эффективно применяться в бою. Прочные умения и навыки - это базовый фундамент, на котором в дальнейшем формируется индивидуальное технико-тактическое мастерство бойца хортинга. Практическое осуществление принципа прочности предполагает повторение задания (упражнения) - главный и единственный способ закрепления результатов обучения.
В тренировке бойцов хортинга руководствуются также положениями, которые учитывают специфические закономерности процесса спортивного совершенствования. К ним относятся следующие руководящие положения: - единство общей и специальной физической подготовки; - повторность и непрерывность тренировочного процесса; - постепенность увеличения тренировочных нагрузок (различают прямолинейно восходящий, ступенчатый и волнообразный характер повышения нагрузки); - цикличность тренировочного процесса; - возрастная адекватность тренировочного процесса; - оздоровительная направленность спортивной тренировки.
На разных этапах становления спортивного мастерства различна и степень взаимосвязи педагогических принципов и положений. При обучении новичков наибольшее значение имеют дидактические принципы, а при подготовке разрядников - принципы спортивной тренировки.
На этапе совершенствования высшего спортивного мастерства в процессе физической подготовки ведущее место занимает воспитание силовых качеств: - в группе скоростно-силовых видов спорта в ходе общей физической подготовки (ОФП) силовая подготовка занимает 60-70% общего тренировочного времени; в ходе разносторонней целенаправленной физической подготовки (РЦФП) - 80-90%; в ходе специальной физической подготовки (СФП) - 80-90%; - в группе видов спорта, характеризующихся комплексным проявлением двигательных качеств (связанных с единоборством), в ходе ОФП силовая подготовка занимает 50-60% общего тренировочного времени; в ходе РЦФП - 60-70% и в ходе СФП - 70-80%.
В ряде исследований отмечается необходимость уделять большое внимание совершенствованию в отдельных видах спорта, прежде всего, скоростных, силовых, а также скоростно-силовых способностей спортсменов.
Для достижения высоких спортивных результатов необходимо иметь не только высокий уровень мышечной силы, но и обладать способностью проявлять значительные мышечные усилия в наикратчайшее время. Известно что способность человека к проявлению максимума усилия в минимальное время рассматривается как "взрывные" способности. При этом выделяют "взрывную", "стартовую" и "ускоряющую" силу, а также скоростную силу и реактивную способность нервно-мышечного аппарата.
Результаты исследований Ю.В. Верхошанского, В.В.Татьна показали, что способность к скоростно-силовым проявлениям является самостоятельным качеством, требующим адекватных ему средств тренировки, соответствующих основному спортивному движению по временным и динамическим характеристикам.
Высокий уровень развития физических качеств оказывает положительное влияние на технико-тактическую подготовку спортсменов. Физическая подготовка является формирующей основной двигательной деятельности спортсмена, а техническая и тактическая подготовка - средством реализации его физических возможностей.
Не вызывает сомнения, что вопросы эффективности скоростной и силовой подготовки актуальны, как для представителей скоростно-силовых видов спорта, так и для видов, характеризующихся единоборством. Особенностью смешанных единоборств а в частности хортинга является экстремальный характер соревновательной деятельности, активное противодействие соперника и острый лимит времени для осуществления технико-тактических действий, что предъявляет повышенные требования к уровню развития сенсомоторных и скоростно-силовых качеств.
Таким образом, можно заключить, что высокий уровень развития физических качеств и функциональной подготовленности спортсмена являются факторами, обуславливающими использование в соревнованиях рациональной техники и тактики и, тем самым, определяют рост спортивного мастерства атлета.